Почему падает давление в системе отопления

Разбираемся, почему стрелка манометра на трубе выдает низкие значения, и как с этим бороться

Принцип работы системы отопления можно объяснить на пальцах: она создает тепло в одном месте, переносит его в другое и отдает там с помощью приборов рассеивания тепла — радиаторов. В жидкостных системах этот процесс невозможно представить без создания избыточного давления. Когда оно падает, теплоноситель теряет способность к передвижению, и система отопления уже не может обогревать помещения должным образом. Так почему же падает давление?!

Локализуем место падения давления. Перед тем, как в подробностях изучать отклонения в системе отопления, важно знать, какое давление является нормальным. Обычно оно находится в пределах 1,5-2 атм. При запуске системы после длительного простоя или после заливки свежего теплоносителя в трубах циркулирует лишний воздух. Воздух имеет меньшую плотность, чем любой жидкий теплоноситель, и поэтому общее давление в системе ниже необходимого. Воздушные пробки образуются в нескольких местах: котел, циркуляционные насосы, трубы и батареи. Разберемся со всеми узлами по порядку.

Воздух в котле. Практически любой современный котел снабжен собственным воздухоотводчиком. Однако нежелание погружаться в дебри инструкции к котлу ведет к типичным ошибкам. Воздухоотводчик — это клапан, который стравливает избыточное давление по тому же принципу, как ниппель на автомобильных шинах. Многие откручивают колпачек клапана до упора или оставляют его ослабленным. Между тем, делать так нужно один раз при запуске системы, а затем клапан должен быть закручен, иначе из котла будет уходить вода.

Правило использования автоматического воздухоотводчика: не “открутил и забыл”, а “открутил-подождал-закрутил”

Воздух в насосе. При запуске системы лишний воздух присутствует и в циркуляционном насосе. Чтобы убрать его из насоса, открутите специальный вентиль и ждите, когда вместо воздуха тонкой струей потечет вода, затем закрутите вентиль обратно.

Воздух в батареях. Как вы уже догадались, здесь работает точно такая же методика. Найдите ведро (а лучше несколько), подставьте его под кран Маевского и ждите, когда вместо струи воздуха из крана пойдет вода. Затем закрутите все обратно. Кстати, в случае с батареями обнаружить воздушные пробки можно не только манометром, но и рукой — завоздушенный радиатор греет из рук вон плохо.

Кран Маевского открывается специальным ключиком. Постарайтесь его не потерять

Протечки в системе. Стравливание лишнего воздуха из системы — это стандартная процедура. Если вы прогнали лишний воздух из всей системы, а давление продолжает падать, значит, в каком-то месте появилась течь. Но не торопитесь пенять на огрехи при сборке. Во всех соединениях на трубах есть прокладки, при работе системы на воде они расширяются, при замене на антифриз — сжимаются. Это происходит потому, что разные жидкости по-разному влияют на плотность резины. При появлении протечки в местах соединений нужно остановить систему, перекрыть краны с обеих сторон от места протечки и идти в магазин за качественными прокладками.

Перечислим другие места, где могут появиться течи: теплообменник котла, некачественно собранные фитинги и краны, испорченная мембрана расширительного бачка, проржавевшие трубы и радиаторы. Во всех этих случаях используйте проверенную методику: остановить, перекрыть, отправляться за покупками.

Водород вместо воздуха. А теперь рассмотрим частный случай падения давления в системе из-за специфического сочетания материала радиаторов и состава теплоносителя. Внутренняя поверхность алюминиевых радиаторов охотно вступает в химическую реакцию с водой, которая, как мы знаем, присутствует и в антифризах. В результате активного газообразования общее давление в системе может быть ниже нормы. Но сильно переживать насчет этого не стоит. Интенсивность этой химической реакции со временем сходит на нет. Автоматические воздухоотводчики выводят безвредный водород наружу, и его место занимает жидкость, после чего давление приходит в норму.