В качестве теплоносителя системы отопления могут использоваться вода или антифриз. Преимущества первой – в дешевизне, малой вязкости, высокой теплоемкости. Так, если нужно заполнить отопительную систему старого типа с металлическими трубами среднего диаметра и массивными чугунными радиаторами, потребуется достаточно большой объем теплоносителя. Очевидно, что, используя воду, в этом случае можно существенно сэкономить. Важно учитывать при этом и недостатки воды как теплоносителя, и прежде всего – температуру ее замерзания. Если воздух в помещении охлаждается до 0 °С и ниже, такой теплоноситель может замерзнуть, увеличиться в объеме и нанести непоправимый ущерб всей системе. Кроме того, в воде содержатся минеральные добавки, которые в процессе эксплуатации образуют отложения на внутренних стенках труб, радиаторов и других элементов системы отопления. В результате снижается эффективность теплообмена, сокращается рабочий ресурс насоса и расширительного бачка.

Использование антифризов в системах отопления

Антифризы – незамерзающие теплоносители – не боятся низких температур и не содержат примесей, ухудшающих работу системы. Так, теплоноситель THERMAGENT ЭКО, разработанный и созданный специалистами АО «Обнинскоргсинтез», предлагается в двух исполнениях – с минимальными рабочими температурами –20 °С и –30 °С. В состав антифриза входят функциональные присадки, замедляющие коррозию омываемых поверхностей.

Расчет объема

Чтобы понять, сколько нужно теплоносителя для заполнения системы, рассчитывают внутренний объем контура. Искомое значение получают, суммируя емкости котла, труб, расширительного бачка, радиаторов. Вместимость котла, бачка и радиаторов можно найти в технической документации к этим изделиям или на сайтах производителей. Для определения объема труб (в м3) можно воспользоваться формулой:

V = π(D/2)2*l, где D и l – диаметр и длина трубы (в метрах).

Расчетное значение умножают на 1,15 и получают итоговый результат. Более простой способ определения объема контура – заполнение его водой с последующим сливом в мерную емкость.

Заполнение системы открытого типа

Циркуляция теплоносителя в открытом отопительном контуре происходит под воздействием атмосферного давления. Жидкость, которая при нагревании увеличивается в объеме, выходит в расширительную емкость (бачок), расположенную в верхней точке системы. Остывшая жидкость возвращается в контур. Воздух, который попадает в систему, также выходит через бачок. Заполнить открытый контур можно через нижний вентиль под давлением или просто добавляя теплоноситель в расширительную емкость. Заполнение системы продолжают до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не достигнет отметки, соответствующей температуре теплоносителя. Жидкость заливают не сразу, а постепенно, чтобы воздушные пробки, которые оказались в системе, могли подняться в верхнюю точку контура. Когда емкость заполнена, проверяют воздушные клапаны. Если в радиаторах и трубах выявляются скопления воздуха, их стравливают и жидкость снова доливают до требуемого уровня.

Особенности работы закрытой системы отопления

Отопительная система закрытого типа имеет герметичный, изолированный от атмосферы контур. В расширительном бачке предусмотрена резиновая мембрана, которая разделяет емкость на два отсека – с теплоносителем и сжатым воздухом (гидрокамера и пневмокамера). В состоянии равновесия давление воздуха компенсирует давление жидкости в системе отопления. При нагревании теплоноситель расширяется и поступает в гидрокамеру. За счет эластичности мембраны объем пневмокамеры при этом уменьшается, а создаваемое усилие в ней увеличивается. Благодаря этому компенсируется давление в гидрокамере, и система возвращается в состояние равновесия.

Заполнение закрытой отопительной системы

Доливать антифриз или воду в закрытый контур лучше вдвоем, когда один человек заливает жидкость, а второй наблюдает за воздушным клапаном в верхней точке контура. Залить теплоноситель можно и самостоятельно, но делать это нужно под небольшим напором, периодически поднимаясь от вентиля до клапана. Подпитывающий патрубок обычно устанавливают в нижней точке контура, вблизи котла. Обратный клапан, которым оснащают патрубок, обеспечивает подачу жидкости в систему и не дает вытекать ей обратно. Контур следует считать заполненным, если манометр бойлера показывает рабочее давление. Дождавшись появления жидкости в верхнем воздушном клапане, стравливают воздух и из остальных клапанов, начиная с самого нижнего.

Используемое оборудование

Для заполнения системы водой контур можно подключить через патрубок прямо к водопроводному вентилю. В двухконтурных котлах предусмотрен встроенный клапан подпитки, который еще более упрощает долив воды. Если же отопительная система заполняется антифризом, потребуется насос – ручной или с электроприводом. Опустив входной шланг в емкость с теплоносителем и присоединив выходной патрубок к контуру, включают насос и заполняют систему до момента, когда манометр бойлера покажет рабочее давление. От воздушных пробок избавляются так же, как и при заполнении водой. Некоторые современные модели бойлеров оснащены функцией самостоятельного сброса воздуха. Если такой опции нет, а при включении насоса слышны звуки журчащей и булькающей жидкости, можно немного открутить его крышку, чтобы дать выйти воздуху. Крышку закручивают, когда выступит жидкость.

Долив теплоносителя

Если необходимо долить отопительную систему с водно-гликолевым теплоносителем, можно использовать состав «TERMAGENT Multi –40°С ЭКО» от «Обнинскоргсинтез», специально разработанный для этих целей. Продукт неагрессивен по отношению к материалам уплотнителей, полимерам, черным и цветным металлам. Флуоресцентный краситель в его составе позволяет быстро определять места протеканий. После пополнения теплоносителя не следует включать котел сразу на полную мощность. Нужно дать насосу поработать какое-то время, чтобы жидкость перемешалась, и ее температура выровнялась.

Таким образом, доливая в отопительный контур жилого или служебного помещения качественный антифриз от проверенного производителя, например, из каталога АО «Обнинскоргинтез», вы обеспечите высокоэффективную работу системы отопления и продлите срок службы оборудования, из которого она состоит.